Александрийская(Копай)

 

В 1785 году небольшое казачье поселение возникло в местечке Копай (в устье Терека). В 1825 году сюда переселили 30 семей ставропольских крестьян. Село было переименовано в станицу Александрийскую. В 1847 году в станицу прибыло еще 150 семей из Харьковской и Черниговской губерний

Станица Александрийская, на нижнем Тереке, до сих пор зовется Копаем. Копаем называют свою станицу и сами жители, несмотря на то, что уже на плане землемера Федорова (1824-5 г.) она носит название Александрийской.

По списку, напечатанному в 1-м выпуске «Сборника сведений о Терской области , ст. Александрийская показана основанной в 1785 году, но жители считают её древнее.

Архивных дел старше 1890 года в ст. нет; станичное правление сгорело в 1908 году.

Из древних стариков доживают свой век: — Токарев Василий Кондратьевич и Комаров Михаил Павлович, урядник; — оба участники Шамилевских походов; но, по старости, оба рассказать ничего не могут.

Интересен в смысле рассказчика, Иван Трофимович Ревин, много лет состоявший станичным писарем, а в настоящее время и Почетным Блюстителем местного 2-классного училища. Много помнит, а также начитан и сведущ в прошлом своей станицы.

Положение станицы. Станица расположена на старом Тереке, немного выше того места, где от него отделяется прежнее течение Терека, называемое на нынешней карте Сухим Руслом Терека и покинутое рекой в 1873 году. Лежит она не на самом Тереке, а поодаль, орошаясь канавой. Отсутствие лесов, необходимость орошения полей и садов, гладкая, как скатерть, равнина – самые характерные особенности станицы. Почва – наносный желтозем, чрезвычайно богата в смысле плодородия. До последнего времени станичные наделы тонули в камышах; но лет более 15 ( с 1885 года) последние следы их распаханы. Лишь в одном месте, недалеко от 3-стенного городка удалось найти гнезда старых камышовых пней, и я, как редкость, привез одно из них во Владикавказ.

Прошлое станицы. Население состоит: а) из старых Копайцев; б) т. н. Ермаковой шайки; в) беженцев Емельки Пугача; г) правительственных переселенцев (в 1847 г. было прислано около 50 семей из Черниговской, а в 1848-49 гг.около 80 из Харьковской губернии) и д) Терских казаков или «Терцев», (последних коренные жители недолюбливают), приселенных при расформировании бывшей Кизлярской станицы.

Копайцы самые коренные обитатели и, т. с. хозяева Копая. По рассказам, они жили здесь искони. В густых камышах, на берегу Копая, в укрытых местах, в подземных жилищах, скрывались они от зоркого ока правительства. Были разного рода беглые люди: и казаки, и крестьяне. От переселения на Аграхань спаслись или, по-видимому, укрылись, ибо построение Кизляра застало их уже на настоящем месте.

Ермаковой шайкой называлась другая ветвь «вольных людей», вошедшая в состав станицы. Между старым и новым Тереком, между Копайской и Кордонной рекой, в древности, говорят, были сплошные камышовые плавни и большие озера, которые перерезывали, из которых текли или в которые вливались: Долобная, Ачинская, Быстрая , а затем Анашкина, а, может быть, и другие, не дошедшие до нас ерики, речки и реки, бесследно, как и самые плавни, исчезнувшие к нашему времени.

В этих привольях и ютилась «Ермакова шайка», может быть, действительно потомки сподвижников древнего Ермака .

На стороне, обращенной к Копаю, т. е. по сю сторону плавней, они имели городки, из которых жители помнят и могут указать места Маашкина города и Дюйсака, прежних мест жительства Ермаковой шайки. Однако все это было, т. с., во времена доисторические для современной Копайской станицы. В более близкое время Ермакова шайка жила уже на Сухом русле Терека, где впоследствии образовался т. н. Новый Копай, или старая станица, о чем будет сказано ниже.

Беженцы из сподвижников Емельки Пугачева укрылись в Копаях после разгрома Пугачевского бунта и составили третий кадр древнего населения станицы.

Из заслуженных людей (офицеров) указывают Батырева , выселившегося   потом в станицу Бороздинскую «Терского казака», и Ковалева, перечислившегося в Кубанское войско, генерала, застрелившегося по делу о высечении доктора в Закаспийской области, в свое время нашумевшему на всю Россию.

Кто были старые Копайцы? В настоящее время потомков насчитывается около 20 семей. О странной судьбе последних копайских людей мне было рассказано следующее.

В 1830 году на Копайскую станицу напал Кази-Мулла; была она еще на старом месте, на высохшем русле Терека. Все бросились покидать станицу. Мать Густомясова, подвязывавшая виноградные плетки на другой стороне Терека, не имея возможности спастись, укрылась под виноградную бурлу и там укрывалась. Она то и рассказала потом про все, что делалось в станице. Ей видно было, как переправлялась партия через Терек, как была сожжена и разорена станица , как партия отправлялась обратно.

Одни жители бросились к Кизляру, другие в Мареновку, Арешевку, скрывались в камыши… Не покинули станицы только старые копайцы. Их было 7-9 семидесятилетних стариков, живших по-старинному в землянках, хотя уже не только остальная станица, но и собственные семьи стариков жили в надземных хатах. Так и не покинули своих землянок эти седоволосые старики и все полегли на родных пепелищах под шашками и кинжалами тавлинцев. Их нашли зарезанными и убитыми в садах у землянок: иные были на вышках, иные внизу под деревьями.

(У каждого копайца был собственный садик, в котором была землянка и вышка. В землянках старики молились Богу, на вышках отдыхали, очевидно, спасаясь от комаров).

Только один старик из копайцев уцелел от этого погрома. Он жил потом еще около 30 лет и умер в 1850-х годах у всех в памяти. Ему было около 110 лет от роду.

Старые копайцы были очень скрытны и о прошлом не рассказывали. Таков был и этот старик. О нем говорят, что никто не знал даже его фамилии. Возвратившись, по разорении в свою землянку, он упорно продолжал молиться Богу в ней, показываясь «в люди» только в церковь. Странностью этого старика была какая-то «бумага», с которой он не расставался. Покидая землянку, он брал «бумагу» с собой и всегда носил ее в своих руках, свернутую в трубку. Бумага представляла сверток, листов в 5-ть писчих. Никому он этой бумаги не давал и не показывал написанного. Понятен был интерес окружающих к этой бумаге. Но когда умер старик, бумаги не нашли. Она пропала.

Почему станица называется Копайскою? В одном из донесений воеводы города Терка, после похода князя Бековича в Хиву, воевода говорил между прочим, что Копайский городок обезлюдил (пошли люди с Бековичем в Хиву и там погибли). Этот городок и был, по-видимому, нынешней станицей. Судя по странной любви и приверженности копайских стариков к подземным жилищам, можно допустить, что их древний городок был настоящим Копаем Городом. А отсюда могло быть и название Копайской реки и Копайской станицы.

Краткая история станицы. Копай переселялся трижды. Где теперь станица, это место называется «Старый Копай», на нем поселение было исстари. Затем копайцы переходили в «Новый Копай», где станица была до последнего большого разлива и откуда она выселилась вновь в 1875 году на прежнее место. Раньше переселения копайцев, в Новом Копае жила уже Ермакова шайка, к которой и приселились копайцы.

Ермакова шайка бросила тогда уже свои городки у озер, которые к тому времени, видимо, уже высохли. Была прежняя «старая станица» в верстах 4-5 ниже теперешней, немного к Ю-В. По-видимому, обмеление реки Копая, а затем полное высыхание этой реки повлекли это первое переселение копайцев. Еще во времена Петра Великого старая Терка, стоявшая на том же Копае, была настолько в безвыходном положении относительно воды, что Император приказал ее бросить. Старый Терек, на котором была прежняя станица, отделялся от нынешнего почти против теперешней станицы, несколько восточней. Поселившись в Новом Копае совместно с Ермаковой шайкой, копайцы образовали длинную улицу, тянувшуюся по-над Тереком. На другом, южном берегу, были виноградные сады и огороды. Старое место прежней станицы еще теперь отчетливо заметно на высохшем Тереке; цело и кладбище, к северу от бывшей станицы.

Поиск по сайту

Храмы в которые мы ходим всей станицей

 
Исаакиевский_собор.jpg
Исаакиевский собор Санкт-Петербурга
Подробно
 
 
Крестовоздвиженский_казачий_собор.jpg
Крестовоздвиженский Казачий собор
Подробно
 

Авторизация

Наши видео

Мы в социальных сетях