Казачий Дед Мороз в Санкт-Петербурге
История Нового года в России имеет давние корни. Сегодня этот праздник отмечается 1 января и многие уверены, что так было всегда.
Однако это не так. В связи с изменением религии (принятием христианства), изменение календаря (принятие римского календаря) и других событий Новый год периодически сдвигался на другие даты. Наши предки изначально отмечали его 1 марта, потом 1 сентября и только после решения Петра 1 Новый год был перенесен на 1 января.
Славяне издревле большое внимание уделяли единству человека и природы. Это выражалось в том числе и в язычестве, когда люди замечали события природы и старались гармонизировать свою жизнь с главным богом – Родом. Новый год у славян отмечался 1 марта. И это абсолютно логичное событие, ведь 1 марта это день начала весны. Оживает природа, солнце начинает греть теплее, день удлиняется, можно приступать к полевым работам. Следовательно, начинается новый цикл жизни, а с ним и Новый год.
В 1492 году Иван 3 издает указ, согласно которому празднование переносится на 1 сентября. Так начинается новая история Нового года в России. Этот указ был обусловлен тем, что на Руси уже давно было принято христианство и юлианский календарь. Этот календарь использовался и другими странами Европы, которые давно уже отмечали праздник 1 сентября. Соответственно России было необходимо ввести одинаковое летоисчисление со своими соседями.
Примечательно, что формальный переход на празднование Нового года 1 сентября произошел сразу после принятия христианства. Но славяне крайне бережно подходят к своей истории и к своим традициям, поэтому, несмотря на внедрение юлианского календаря, люди продолжали праздновать Новый год 1 марта, как это делалась веками ранее. Интересно, что большой логики в начале года 1 сентября нет. Во многом поэтому славяне и не принимали эту дату.
На вопрос, когда появился Дед Мороз, ответить невозможно просто потому, что Дедов Морозов — и совершенно разных — было несколько. Неудивительно, что вокруг его биографии возникает столько споров и мифов.
В середине XIX века в русской литературе появляется придуманный, якобы мифологический персонаж Мороз Иванович, хозяин зимнего времени, который испытывает детей и дает им сложные поручения. Он еще не имел отношения к празднованию Рождества или Нового года, зато его образ активно использовали литераторы, стремившиеся реконструировать славянскую мифологию (об этом ниже).
Во второй половине XIX века в российских городах начинает распространяться немецкий обычай украшать на Рождество елку. Под нее ставили покрытого инеем и сосульками русского мифологического старика Мороза Ивановича, олицетворявшего зиму. Так немецкое Рождество превратилось в русский праздник, а литературный образ стал рождественским украшением.
И только в середине 1930-х годов возник тот Дед Мороз, которого мы хорошо знаем сегодня: в 1937 году была проведена первая привычная нам новогодняя елка. В здании московского Дома Союзов к детям, хором звавшим Деда Мороза, явился старик с маленькой девочкой — Снегурочкой. Он раздавал подарки, командовал праздником и стучал посохом.
Несмотря на относительно новую традицию в нашей стране, принимать поздравления с Новым годом от Деда Мороза, этот сказочный персонаж – является самым любимым и долгожданным для детей и взрослых.
Вот уже второй год подряд, Казаки Терской Казачьей общины Санкт-Петербурга, накануне празднования Нового года, организовывают поздравления казачат Санкт-Петербурга. Причём, если в прошлом году, накануне Нового года, Казачий Дед Мороз поздравлял детей, у которых папы находятся в зоне СВО, то в этом году – Дед мороз поздравил всех казачат Терской Казачьей общины Санкт-Петербурга до 12 лет. Посещение семей Казаков, растянулось на два дня.
Казачий Дед Мороз, роль которого блестяще исполнил руководитель Казачьего фольклорного ансамбля «Братина» Юрий Николаевич Тарарико, в сопровождении Казаков традиционной справе, посетил около 30-ти семей. От каждой такой встречи, и поздравляемые, и поздравляющие, получили безумное количество позитивных эмоций. Дети рассказывали стихи, пели песни, танцевали, делились своими достижениями в уходящем году. И конечно же, получали щедрые подарки от Казачьего Деда Мороза.
Хороводы с Дедом Морозом вокруг ёлочки, собирали всех, кто присутствовал в это время в доме. Неподдельная радость на лицах маленьких и взрослых, искрящиеся от счастья глаза – это самый дорогой подарок для организаторов и устроителей поздравительного мероприятия.
Терская Казачья община Санкт-Петербурга и ЛО, на сегодняшний день, объединяет в своих рядах, потомков Казаков не только с Терека и Сунжи, но и с Дона, Кубани, Сибири, Урала и Дальнего Востока. Вместе мы, Казаки, воспитываем и развиваем в наших детях национальное самосознание. Даже живя вдалеке от своих исконных земель, мы обязаны помнить свои корни, историю и традиции.
Слава Богу, что мы Казаки!
Нашему роду – не будет переводу!
Последние опубликованные материалы
- Подведены итоги третьей Терской научно-практической конференции
- День Неизвестного Солдата В России
- В Санкт-Петербурге провели серию мероприятий, посвященных подвигу казаков 37-го Армавирского кавалерийского полка при обороне Москвы в ноябре 1941 года
- Открытый урок в Колледже Водных ресурсов
- Отчётный Круг Терского казачьего войска