Башлык терского казака через сто лет вернулся на родину
После революции совсем юным казаком покинул родную станицу Червленную и жил в эмиграции Виктор Васильевич Карпушкин. Самой драгоценной вещью и напоминанием о родной стороне для него стал боевой терский башлык. После его ухода из жизни эту часть казачьей формы многие годы с трепетной любовью хранила дочь Нина Ингриш. Но настало время, когда по ее просьбе прибывший в Ставрополь атаман Всеказачьего Союза Чешских земель и Словакии Михаил Дзюба через митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла передал драгоценную реликвию атаману Терского казачьего войска Александру Вячеславовичу Журавскому.
Передача прошла в тронном зале Ставропольской и Невинномысской епархии в присутствии терских казаков, заполнивших весь зал до отказа. В этот день никто не делился на «белых» и «красных» или реестровых и общественных. Это было общее историческое событие, когда впервые на земли Терского войска из эмиграции была возвращена терская историческая реликвия.
Владыка Кирилл с благоговейным поцелуем передал башлык атаману Журавскому. Очень темная синяя ткань, благородный золотистый кант и кисточка на капюшоне – казалось, простая и ничем не примечательная вещь. Но сколько энергетики! Когда-то этот башлык из двойного сукна спасал от ветра и холода юного терского казака, оставившего свою родину в годы лихолетья.
Выступая перед казаками, митрополит еще раз вспомнил то время, когда в России все было сломано, уничтожены духовные основы и традиции народа, в том числе, и казачества. — Революция – это произведение дьявола, сумасшествие всех, но одновременно и время великой победы веры, — сказал он. – Сегодня у нас такой семейный разговор, я давно с вами не виделся, — обратился владыка к казакам. — Весь актив сегодня собран здесь: и наш войсковой атаман, и часть правления, и наш округ Ставропольский, и различные станицы, в том числе. И, конечно, я приветствую наших гостей — это Всеказачий Союз Чешских земель и Словакии, который был создан эмигрантами-казаками в 1921 году в Чехословакии.
Отдавая раритет в руки атамана ТКВ, правящий архиерей подчеркнул, что прежде чем принять решение, куда передать эту реликвию и где ее хранить, нужно понять, чей это башлык и какой смысл несет его возвращение на родную землю.
— Это вы решите сами, казаки, — заключил он.
Атаман Журавский от имени всех терцев поблагодарил владыку и вручил ему медаль ТКВ «За особые заслуги». Награда связана с оказанием помощи в возвращении терских реликвий на историческую родину.
Михаил Анатольевич Дзюба рассказал терцам о нелегкой судьбе владельца башлыка и показал видео-обращение Нины Ингриш-Карпушкиной к терским казакам. Присутствующие на восемь минут буквально затаили дыхание, вслушиваясь в слова 85-летней женщины, рассказывающей историю своего отца.
— Я благодарна судьбе, что могу подарить моего отца башлык в музей Терского казачьего войска и его родной области, — сказала она. — Это единственный кусок черкески, который мой отец сохранил. Когда-то в Германии всю черкеску он уничтожил. Мы боялись контроля американцев в беженском лагере, чтобы не забрали отца в СССР, как они это делали в годах с 1945 по 1949-й.
Я прошу атамана Дзюбу мне привезти из станицы Червленной немного земли, чтобы я могла высыпать эту землю здесь, недалеко от Брно, на кладбище, где похоронены мои отец и мать.
Пожелание Нины Ингриш-Карпушкиной было исполнено. В сопровождении терских казаков атаман Дзюба побывал в Чеченской республике, где выполнил ее просьбу.
Принимаем с любовью
О существовании башлыка я узнала несколько лет назад, когда познакомилась с атаманом Михаилом Дзюба и его женой Иреной на Всемирном конгрессе казаков в Новочеркасске. Именно тогда он рассказал, что почетный член Всеказачьего Союза Чешских земель и Словакии Нина Ингриш, дочь терского казака Карпушкина, передала ему некоторые вещи, принадлежавшие ее семье, в том числе, отцовский башлык, который объехал вместе с ним весь мир. Тогда же состоялся предварительный разговор о возможной передаче бесценной реликвии терским казакам. Михаил Анатольевич рассказал о желании Нины Ингриш – дочери Виктора Карпушкина – вернуть башлык своего отца на родную землю. Сам атаман горячо поддержал это решение. С тех пор мы были постоянно на связи, обменивались новостями.
В сентябре этого года в Чехию для участия в конференции, посвященной 95-летию русской эмиграции, прибыл председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Кирилл.
Таким образом, Нине Ингриш-Карпушкиной представилась возможность через владыку лично передать реликвию терским казакам.
Башлык своего «таты» она бережно хранила много лет, о чем рассказала в своем выступлении гостям, присутствующим на церемонии. Владыка, принимая бесценный дар, адресованный терским казакам сказал:
— Я с любовью принимаю башлык вашего отца. Могу вам засвидетельствовать, что терские казаки в России есть, и в государственном реестре, и общественные, в том числе, есть отдел Терского войска на территории Чеченской республики. И я передам этот башлык атаману Терского войска, штаб которого находится в Ставрополе. А они уже примут решение, то ли передать его казакам Чечни, где была родина вашего отца, то ли оставят его на территории штаба.
Спасибо вам большое, что вы сохранили его, здоровья и милости Божьей вам! Может, не совсем я согласен, когда вы говорите о создании Казакии, но это ваше мнение и мнение вашего отца, хотя никогда отдельного государства казаки не имели, а служили российскому государству, вот и сейчас служат России!
Основные моменты биографии Виктора Васильевича Карпушкина мне рассказал атаман Михаил Анатольевич Дзюба, у которого сложились очень теплые дружеские отношения с пани Ингриш. Она часто останавливается в его доме, когда бывает в Праге. Часами они могут говорить о сложной судьбе казачества и тех трудностях, которые довелось пережить эмигрантам той волны. Поэтому Михаил Анатольевич знает историю ее отца из первых уст и со всеми подробностями. Есть одна маленькая деталь, которую он мне сообщил: Нина Викторовна считает, что слово «Казак» должно писаться только с большой буквы и никак иначе!
Чехия приняла беженцев
14 июля 1996 г.в г. Саут-Лэйк-Тахо, шт. Калифорния, скончался Виктор Васильевич Карпушкин, кадет Владикавказского кадетского корпуса.
Дочери покойного Нине Викторовне с семьей выражаем наше глубокое соболезнование.
Волею Божией доброе и щедрое сердце отца, дедушки, тестя и дяди перестало биться вдали от любимой родины, по которой он тосковал всю жизнь. Он гордился своим казачьим происхождением, и гордость эту передал он дочери своей Нине.
Из некролога в американской газете
— Виктор Васильевич Карпушкин родился 24 ноября 1901 года в станице Червленной на Тереке, — атаман Дзюба начинает с самой первой даты. — Его отец был врачом. Мать звали Ольгой, сестру — Ниной, старшего брата — Александром, младшую сестру — Валентиной. У всех детей было счастливое детство, пока все не разрушила революция 1917 года. Брат погиб на Гражданской войне. Отец умер от тифа.
Виктор, будучи младшим воспитанником Владикавказского кадетского корпуса, в составе Белой армии принимал участие в боях. В 17 лет командовал взводом, освобождал Царицын, был ранен.
С Белой армией, осенью 1920 года, он отступил в Крым и затем эвакуировался в Константинополь, позже на остров Лемнос, а через год — в Болгарию. Но вскоре переехал на постоянное жительство в Брно (Чехословакия). Благо тогда ЧСР проводила для белоэмигрантов, так называемую, «Русскую Акцию помощи» при поддержке первого президента Т.Г.Массарика.
— Отец пишет в жизнеописании, что воевал против большевиков и в 1920 году они отплыли пароходом, который назывался «Дон» из Феодосии на Лемнос, — рассказ атамана дополняют слова пани Ингриш. — На острове было около 60 тысяч остатков их армии, включая беженцев, жен и детей. Генерал Врангель дал французам ценные бумаги, деньги, и весь Черноморский флот они обещали содержать пять лет. Но в одном году сказали, что все использовалось, и они могут идти куда хотят. Собрали пароходы и отплыли, после этого Болгария приняла их, военное училище и там они тяжело работали, тяжелые работы делали.
…Потом президент Массарик решил принять беженцев из России в Чехословакию. Отец в Софии получил паспорт и решил ехать туда с некоторыми казаками.
— Здесь, в Чешской социалистической республике, он получил высшее образование и звание инженера-строителя, — продолжает Дзюба, — здесь же женился на чешской девушке по имени Мария. У них родились дети — дочь Нина и сын Владимир, умерший еще младенцем. Виктор Васильевич очень переживал эту утрату, так как был уверен, что остался последним в роду Карпушкиных.«После того, как я умру, род Карпушкиных перестанет существовать», — написал он в самом начале своего жизнеописания. И, видимо, несколько позже рядом делает запись уже от руки: «Не перестанет. Нашел я много родственников!!!».
Православная семья Карпушкиных активно участвовала в строительстве православного храма Святого Вацлава в Брне. И так случилось, что владыка Горазд в мае 1931 года освятил этот храм, а их дочь Нина, рожденная в июне, была первым ребенком, крещенным в этом храме.
В Чехословакии казак Карпушкин служил на государственной службе, и семья была хорошо обеспечена даже в военное время. Обладая красивым басом-баритоном и будучи талантливым музыкантом Виктор Васильевич организовал и руководил танцевально- хоровым ансамблем.
Снова бегство
В апреле 1945 года при приближении Красной (советской) армии, по понятным причинам, семья была вынуждена бежать. Бросив все имущество, последним поездом они покинули Брно, и через Прагу, под не прекращавшиеся бомбежки англо-американских самолетов добрались до Баварии.
Несколько месяцев работали на ферме, а потом всех перевели в беженский лагерь. Там Виктор Васильевич тяжело работал на рубке леса, затем охранником общественной столовой за скудное денежное вознаграждение.
— Когда началась война, папа и казаки, их пять было, вступили в «Сокол» в городе Брно, — Нина Викторовна дополняет рассказ атамана. Замечу, что у нее есть небольшой акцент, который проявляется в построении русских фраз, но я умышленно не стала редактировать ее речь, чтобы сохранить весь колорит рассказа. — Они на конях были, здесь группа, мой крестный тоже был, Медведев, Исаев, папа и два казака. Имею их фотографии, но не знаю их имя и фамилии. Отец имел казачий хор, танцевал лезгинку, с моей мамой тоже, и кидал три кинжала, не знаю, как это правильно сказать, из зубов что ли?
Так как президенты Рузвельт, Черчилль и Сталин договорились в Ялте, что будут из Европы возвращать русских эмигрантов Сталину, и советские войска были уже в 12 километрах от нашего города Брно, то нам, казакам и их семьям, дали возможность выехать в Германию. И мы выехали поездом ночью 13 апреля 1945 года. Уже слышали орудия, нам было страшно. Утром советы бомбардировали вокзал, а мы были уже в Праге. В Брно на вокзале была большая группа украинцев, но они уже не успели выехать и их вывезли в Советский Союз.
Семье потребовалось четыре года, чтобы, находясь в лагере беженцев в Германии, получить разрешение на эмиграцию в Бразилию. С 1949 года, переехав, он работал в штате Санта-Катарина в Бразилии землемером в джунглях. Два года спустя Виктор Карпушкин получил, наконец-то, приличную работу в Сан-Пауло.
— Как папе стало 50 лет (без страховки и пенсии), мы решили записаться на эмиграцию в Соединенные Штаты Америки.
В 1954 году подали прошение на въезд в США. После трехлетнего ожидания квоты в 1957 году семья все-таки прибыла в Лос-Анджелес.
— Там папа мог только писать своим друзьям казакам, потому что около нас не были, они были в разных штатах Америки. Америка очень большая земля, как Россия, так что было очень тяжело общаться. Знаю только, что отец всегда мечтал, что казачьи области будут опять самостоятельны, и его приятели, казаки, называли себя самостийными. Поздравлялись – слава казачеству!
Америка
Проработав некоторое время на частном предприятии чертежником и декоратором, Карпушкин добился нострификации (подтверждения) своего диплома Калифорнийским университетом. После получения американского гражданства ему удалось устроился на работу в департаменте дорог графства Лос-Анджелес, он проработал там до выхода на пенсию в 1971 году. В это время ему исполнилось 70 лет.
Год спустя вся семья: Виктор Васильевич с женой, дочь Нина с мужем, композитором Эдуардом Ингришом (чешского происхождения, известныый путешественник, ходивший с Туром Хейердалом по океану на Кон-тики и Кантута), и внуком Эдуардом переехала в северную часть Калифорнии — в Саут-Лэйк-Тахо.
На пенсии, более двадцати лет терский казак Карпушкин писал мемуары и картины, проводил занятия с детьми по музыке, искал по всей Америке земляков, своих родственников в России.
Иногда он перебирал бесценные для него вещи, напоминающие ему далекую Родину — Россию, Кавказ, Терек.
Одной из немногих таких вещей для него и его семьи был его башлык. Башлык Терского казачьего войска. Башлык, который в 1916 году был на нем — на воспитаннике Владикавказского кадетского корпуса. Башлык, который защищал его от стужи, в боях под Царицыным в 1917 году. Башлык, который с ним около 80 лет. Это частичка его Родины, его предков, его семьи, объехавшая весь свет – это единственное, что по воле Божией ему чудом удалось сохранить в эмиграции.
Я, как атаман ВСЧзС, корни которого по материнской линии в ст. Ищерской ТКВ, посоветовавшись с казаками, уговорил нашу казачку Ингриш-Карпушкину не возражать о передачи святой для нас казачьей реликвии, башлыка ее отца Виктора Карпушкина, терским казакам в России.
Владыка Кирилл благословил нас на это благое дело и в Сенате Парламента Чешской республики во время проведения Международной конференции, посвященной 95-летию казачьей эмиграции в ЧСР, принял из рук дочери Виктора Васильевича Нины башлык ее отца.
Мы казаки зарубежья, казаки ВСЧзС считаем, что башлык Терского казака Карпушкина, нес все невзгоды эмиграции вместе со своим хозяином и достоин, покоится соответствующим образом на Северном Кавказе — земле своего происхождения и быть примером любви и верности к Отчизне для подрастающего поколения.
Михаила Дзюба, атаман Всеказачьего Союза Чешских земель и Словакии
В 1994 году умерла жена Мария. Он сильно переживал ее кончину, как и давнюю смерть своего сына…
После смерти жены по объявлениям в казачьей прессе на родине в России он нашел переживших революцию двоюродных братьев и их сыновей, а также и других людей, носящих ту же фамилию.
14 июля 1996 года, через несколько минут после возвращения дочери Нины с работы, Виктор Васильевич Карпушкин неожиданно скончался. Ему было 94 года.
Пятью годами ранее, казак Карпушкин похоронил своего зятя Эдварда Ингриша. Нину Викторовну после смерти мужа, матери и теперь отца ничего больше в Соединенных Штатах не держало. Через несколько лет пани Ингришова-Карпушкина передала в Национальный музей Чехии уникальный архив своего мужа и переехала со взрослым сыном в место своего рождения город Брно (Моравия – Чехия).
Гражданка Америки чешского происхождения с казачьей кровью впитала от своего отца всю его любовь к родине, к России, несмотря на то, что никогда на земле своих предков не была.
А прах покойного белоэмигранта Карпушкина покоиться рядом с прахом его жены в фамильном склепе в Чехословакии, там куда его перевезла его дочь Нина из Америки.
На терской земле
В заключение я хочу немного рассказать и о тех людях, которые приехали на терские земли с почетной миссией. С господином Владиславом Кернером мы познакомились уже в Ставрополе на форуме Всенародного русского собора. Увидев, что я разговариваю с Михаилом Дзюба, он встал и с доброй широкой улыбкой протянул мне руку. Как потом выяснилось, он заведует архивно-исторической службой в ВСЧзС.
Сам же Михаил Анатольевич перед приездом сказал мне:
— Неизвестно, когда судьба забросит меня в Россию, тем более, на Северный Кавказ. Так сложилось, что по материнской линии мой дед Сидельников Яков Иванович 1906 года рождения, казак станицы Ищерской. После 28 лет отсутствия (с 1931 года — лагеря) он вернулся в станицу. И я помню, как 4-6 летним хлопцем танцевал лезгинку на земляном полу в дедовском доме. Прошло 50 лет, и я хотел побывать в родовой станице деда. В станице Терской я пошел в первый класс (1970 год), а потом мы уехали на Кубань к дедам по отцовской линии. Что касается Наурской и Червленной, то нам дано поручение потомками казаков-эмигрантов, привезти из этих станиц земли и развеять по могилам наших казаков в Чехии. А так же поклониться известному памятнику женщинам-казачкам в станице Наурской.
К сожалению, мы не успели получить разрешение для пребывания наших гостей в Моздокском районе, который закрыт для иностранцев. Но все остальные пожелания постарались выполнить. По распоряжению войскового атамана, был предоставлен транспорт, сопровождение и организованы приемы во всех населенных пунктах, где они хотели побывать.
Первыми делегацию встретили казаки станицы Ищерской Терско-Сунженского округа Терского войска и лично глава поселения. С легкой ностальгией по детству атаман Дзюба смотрел на железнодорожный вокзал, — здесь останавливался тот поезд, на котором он приезжал в гости к своему деду Якову.
Во Дворце культуры Михаил Анатольевич еще раз повторил свой рассказ для жителей станицы, которые с нескрываемым любопытством собрались, чтобы услышать эту историю.
Сюрпризом стало для атамана Дзюбы то, что дедова хата до сих пор сохранилась, хотя прошло уже полвека. Сейчас там живет семья турков-месхитинцев. Михаил Анатольевич вспомнил, где рос виноград, где находился колодец… Было заметно, что на него нахлынули приятные и одновременно грустные чувства. Хозяева встретили очень радушно, провели во двор, предлагали зайти в дом, но делегация уже спешила в станицу Наурскую.
Здесь их встретили атаман Терско-Сунженского округа ТКВ Георгий Реунов, атаман Наура Алексей Симирнов, атаман станицы Червленной Вадим Митрошкин и глава Наурского района Дмитрий Кашлюнов. Рассказ о башлыке и его хозяине, у которого была очень сложный жизненный путь, заставил некоторых женщин утереть набежавшие слезы. А гостей до слез расстрогало выступление женского и детского казачьих ансамблей, которые со всей душой исполняли для них терские песни.
Атаман Реунов по поручению атамана ТКВ Александра Вячеславовича Журавского за личный вклад в дело возвращения терских реликвий на историческую родину наградил атамана Дзюбу войсковой медалью «За особые заслуги». Такая же награда была передана терской казачке Нине Ингриш-Карпушкиной.
Храм Рождества Христова, недавно открытый в станице Наурской поразил гостей не только своими размерами и красотой, но и своей историей, ведь его построили на месте старого храма, уничтоженного в советское время. Атман Дзюба и Станислав Кернер поклонились памятнику героическим терским казачкам, отстоявшим станицу во время нападения горцев. Так же в память об этой удивительной встрече на Тереке казаки Чехии увезут икону Пресвятой Богородицы.
В станице Червленной гости помолились в часовне, установленной казаками рядом со станичным кладбищем. Здесь, выполняя просьбу Нины Ингриш-Карпушкиной, он взял родной землицы ее отца, чтобы высыпать на его могилу.
Михаил Дзюба не удержался и набрал по телефону номер пани Ингриш. Сообщив, что в данный момент он стоит на земле ее отца, он передал трубку атаману станицы Червленной Вадиму Митрошкину. После приветствий разговор был коротким, — женщина очень разволновалась…
Далее делегации предстоял путь в Грозный, где на следующий день они осмотрели город, возродившийся из руин после чеченских войн.
Атаман Дзюба, возвращаясь домой, сказал мне по телефону, что «только там в этих станицах почувствовал настоящие казачьи души, увидел великую реку Терек, прикоснулся к своим корням». И, конечно, он выполнил просьбу своих братьев казаков-эмигрантов, — он привезет им по горсти родной земли из каждой терской станицы, в которой ему удалось побывать.
Ирина Щербакова, Ставрополь – ст. Наурская
Последние опубликованные материалы
- Подведены итоги третьей Терской научно-практической конференции
- День Неизвестного Солдата В России
- В Санкт-Петербурге провели серию мероприятий, посвященных подвигу казаков 37-го Армавирского кавалерийского полка при обороне Москвы в ноябре 1941 года
- Открытый урок в Колледже Водных ресурсов
- Отчётный Круг Терского казачьего войска